Тому, кто никуда не плывет никакой ветер не попутный
читать дальше
Тезис: инстинкт самосохранения неотъемлемо присущ каждому существу,
обладающему способностью воспринимать окружающую действительность, в
какой бы то ни было форме.
Лемма: эгоизм является одним из проявлений инстинкта самосохранения.
Следствие первого порядка (явное): каждый человек –
эгоист.
Промежуточное следствие: ниже по тексту.
Следствие второго порядка (неявное): эгоизм есть благо для человечества.
Прежде чем до меня долетят все брошенные камни, попробую успеть доказать данную логическую конструкцию.
Классический
эгоизм есть желание, чтобы тебе, драгоценному и единственному, было
хорошо (ИМХО). Присущ, в том или ином виде, всему живому на Земле.
Чертополох тоже ведь где попало не вырастет, только там, где будут
условия для его благополучного произрастания и размножения.
Ergo:
истинный классический эгоист приложит все усилия, чтобы обеспечить себе
приятное существование. Пройдет по головам, растолкает локтями, обгонит
на повороте, подставит подножку. Сие есть эгоизм первой ступени, также
ошибочно называемый эгоцентризмом. Сделаем себе пометочку на полях и
вернемся к этому вопросу чуть позже.
Классический эгоист прост, незамысловат, предсказуем и
при правильном (!) обращении, совершенно безопасен. Он может быть очень
приятен в общении, даже может быть «душой» компании – он любит, чтобы
ему было хорошо и в этом смысле. Душа его спит, но именно ее сонное
дыхание и побуждает его добиваться любви окружающих, пусть и простейшими
средствами. Как правило, это люди, скорее, сангвинического склада,
жизнерадостные сволочи, обаятельнейшие скоты – для всех, кто находится
за пределами их личной
сферы.
Вопрос: сколько классических эгоистов встретилось каждому на его жизненном пути?
Ужасаемся, прячем свои карманные калькуляторы и запоминаем число.
Высшая
форма эгоизма – «эгоизм истинный» – свойственен только и исключительно
зверю по имени «Homo sapiens», и заключается он в стремлении обустроить
окружающую среду во всей ее полноте для обеспечения максимального
комфорта себе, любимому.
И вот тут обнаруживается интересный нюанс.
Материальная сторона обустройства отходит на второй план. На первом
оказывается обустройство уютного обиталища для своей нежной и нежно
любимой психики.
Жить в конфликте – некомфортно, следовательно, не
конфликтуем, пожимаем плечами, делаем скидку, пропускаем мимо ушей,
увещеваем, пытаемся воздействовать на то, что поддается воздействию – и
отходим в сторону, если уж совсем невыносимо становится.
Обеспечение хорошего самочувствия для
окружающих имеет результатом хорошее самочувствие для себя – значит,
прилагаем усилия к тому, чтобы находящиеся рядом люди пребывали в
хорошем расположении духа, насколько это вообще возможно, дабы не
травмировать нашу чувствительную душу зрелищем своих унылых физиономий.
Тянем за уши, гладим по голове, утираем сопли, поливаем бальзамом – и
постоянно забываем опустить ручки…
Любим ближнего так, как это требуется ему, дабы не возникало
претензий в «недостаточной» или «не такой» любви, потому что оные
претензии дырявят нашу пушистую шкурку. Не получив в ответ адекватной
обратной реакции, льстим себе мыслью, что уж себя-то нам не в чем
упрекнуть – тоже приятно, а значит, тоже работает на повышение уровня
душевного комфорта.
В итоге получается, что, делая хорошо другим, ты,
в первую голову, обеспечиваешь душевный уют себе самому. Императив
Канта - это же просто квинтэссенция
истинного эгоизма.
С
моей точки зрения, Мать Тереза – величайшая эгоистка всех времен и
народов. Ей настолько некомфортно было жить с сознанием того, что она
могла что-то сделать, но не сделала, что она попыталась за очень
короткую человеческую жизнь успеть сделать все – и по максимуму.
Достаем калькуляторы, задумчиво хмыкаем, прячем калькуляторы.
Вспоминаем про сделанную выше пометочку и продолжаем спекуляции.
Отличие
эгоизма от эгоцентризма, на мой дилетантский взгляд, заключается в
направлении вектора. Если эгоизм, даже классический, направлен, в первую
очередь, на себя – «А что я еще могу сделать, чтобы мне было хорошо?» –
при этом, в случае истинных эгоистов, на облагораживание среды обитания
тратится душа, а в случае эгоистов классических – хотя бы время, деньги
и силы
физические, то настоящий эгоцентризм направлен на окружающий
мир – «А что еще мир забыл сделать для меня?» – и все мотивации
исчерпывающе описываются одним словом: «Дай!»
Следствие
(промежуточное): эгоцентризм не имеет никакого отношения к инстинкту
самосохранения, поскольку деструктивен по самой своей сути.
Эгоцентризм,
с моей точки зрения, – глубокое убеждение в том, что мир вращается
только в тобой указанную сторону, и ни в каком ином
направлении
вращаться права не имеет. Хорошо, если это остается на уровне
теоретических построений, капризов и требований луны с неба, и
немедленно. Хуже, когда это претворяется в практические попытки помешать
миру вращаться по собственному усмотрению, в результате чего и выходят
на сцену считанные по пальцам величайшие истинные эгоисты…
Эгоцентризм, будучи адресованным вовне, как свидетельствуют мои личные наблюдения, выражается в
железобетонной уверенности в том, что вся Вселенная тебе что-то ДОЛЖНА,
и в святом ожидании того, что мир сам тебе себя преподнесет на
сакраментальном блюдечке с голубой каемочкой, вознесет тебя на пьедестал
и рухнет ниц у твоих ног в немом обожании. Неотъемлемой спутницей
эгоцентризма – опять же, по моим личным наблюдениям – является паранойя в
форме мании преследования. Причиной тут подсознательно регистрируемое
несоответствие ожиданий и
реальности, откуда делается уже почти
сознательный вывод: мир в заговоре против меня. Следствием являются
различного масштаба истерические коллапсы, если все вышеописанное
благолепие так и не случилось, – а именно так и происходит, – независимо
от пола. При этом такие элементарные соображения, как необходимость
хотя бы оторвать ягодицы от дивана, чтобы попытаться реализовать свои
глобальные мечтания, в расчет, разумеется, не принимаються.
Еще
один параметр, отличающий эгоиста от эгоцентрика – способность ощущать
боль. Эгоисту больно от происходящего вокруг, и он стремится сделать
хоть что-то, чтобы эту боль умерить. Эгоцентрист ощущает боль только от
того, что «эта гадкая роза меня уколола!»
Истинный эгоист в
совершенстве умеет смеяться над собой – первым, пресекая тем любые
попытки посмеяться над ним со стороны окружающих. Крайне не любит
утруждать себя, любимого, поэтому
не берется перекраивать чужие
жизни по своему шаблону в масштабах одного, отдельно взятого, человека –
очень уж занятие непродуктивное. Тем не менее, оказавшись в нужное
время в нужном месте, вполне способен стать катализатором потрясений
мирового масштаба. Истинный эгоист с божьей искрой в душе – самая
страшная разновидность, потому что в погоне за звездой он сшибает на
пути все и всех, не глядя и, тем более, не видя. Примером тому – Ван-Гог
и
Шопен. Но, несмотря на изломанные жизни, устилающие путь за их
спинами, это именно истинные эгоисты, потому что их лестница к звездам
построена из их душ, и мы до сих пор поднимаемся вслед за ними по этим
ступеням.
Эгоцентрист пребывает в двух состояниях: либо он дает
интервью по случаю свежеполученного «Оскара», либо тонет в безднах
депрессии, потому что «Оскара» пронесли мимо, к соседу по очереди. С ним
забавно пообщаться. Минут пять. С
точки зрения занимательной
энтомологии. Но Боже упаси вас засмеяться – если только не над бородатым
анекдотом в его исполнении. Прощения вам не будет до скончания
Вселенной. Эгоцентрист бесплоден от века. Он не способен создавать, даже
в собственных интересах. Но вполне способен, дефилируя по пляжу и
любуясь собой, наступить на песчаный замок, ничего не почувствовав, или,
следуя в кильватере своей паранойи, загнать полконтинента за колючую
проволоку. Ни одному из эгоцентристов, волею судьбы получивших в руки
штурвал, не удалось направить доверенный им корабль никуда, кроме рифов.
Один из самых трагических сюжетов – истинный эгоист в одной упряжке с настоящим эгоцентристом.
Эгоизм,
как это ни парадоксально звучит, созидателен. Эгоист строит теплый дом –
себе, любимому, но и всем поколениям своих потомков, а также подает
пример соседям, которые тоже эгоисты и завистники. В
результате вырастает город. (NB: если рядом не случится ни одного эгоцентриста в лице Герострата).
Эгоист
изводит всю семью, бесконечно повторяя на клавесине одну и ту же
музыкальную фразу, потому что он не в состоянии жить, не добившись
совершенства – и, спустя несколько веков, от этой музыки у людей
светлеют глаза.
Эгоисту было лень мучить себя, любимого, – и колесо во всех видах мерно катит по дорогам истории уже которое
тысячелетие.
Эгоист умер от зависти к птицам – и дорога от Москвы до Лондона занимает несколько часов.
Вот
еще одно кардинальное отличие истинного эгоиста от эгоцентрика. Эгоист
говорит: «Я хочу!» - и делает так, чтобы было по его желанию.
Эгоцентрист говорит: «Я хочу!» - и капризно надувает губы, когда
выясняется, что никто не побежал, не сделал и с поклоном не принес.
Все вышеизложенное логично (с моей личной точки зрения) подводит к
выводу, что истинный эгоизм отнюдь не есть зло, скорее, именно он
является причиной того, что зверь по имени «Homo sapiens» до сих пор
существует на этой планете, не последовав примеру динозавров.
Второй
вывод: строя отношения с окружающими людьми, нежелательно путать эгоизм
и эгоцентризм, потому что попытки использования бетоноломной машины в
качестве инструмента скульптора ничего, кроме груды битого мрамора, дать
в результате не могут.
Хотя… бетоноломка, в своей сфере, весьма полезный инструмент – в отличие от…
Вывод
третий – обнадеживающий: если внимательно присмотреться к маленьким
детям, то, волей-неволей придешь к выводу, что эгоцентризм является
необходимо присутствующим этапом развития личности в определенном
возрасте. Сколь знакомая картинка: слегка плохо воспитанное чудовище
нежного возраста, бьющееся в истерике (иногда и в буквальном смысле) по
причине того, что не получило сию же секунду чего-то, затребованного, но
неосуществимого. Может быть, настоящие эгоцентристы просто не заметили,
что их младенчество закончилось? А значит, есть шанс напомнить им об
этом… Возможно, это всего лишь вопрос воспитания, пусть и с опозданием
на много лет?
(С) авторство мной, увы. утраченно
Тезис: инстинкт самосохранения неотъемлемо присущ каждому существу,
обладающему способностью воспринимать окружающую действительность, в
какой бы то ни было форме.
Лемма: эгоизм является одним из проявлений инстинкта самосохранения.
Следствие первого порядка (явное): каждый человек –
эгоист.
Промежуточное следствие: ниже по тексту.
Следствие второго порядка (неявное): эгоизм есть благо для человечества.
Прежде чем до меня долетят все брошенные камни, попробую успеть доказать данную логическую конструкцию.
Классический
эгоизм есть желание, чтобы тебе, драгоценному и единственному, было
хорошо (ИМХО). Присущ, в том или ином виде, всему живому на Земле.
Чертополох тоже ведь где попало не вырастет, только там, где будут
условия для его благополучного произрастания и размножения.
Ergo:
истинный классический эгоист приложит все усилия, чтобы обеспечить себе
приятное существование. Пройдет по головам, растолкает локтями, обгонит
на повороте, подставит подножку. Сие есть эгоизм первой ступени, также
ошибочно называемый эгоцентризмом. Сделаем себе пометочку на полях и
вернемся к этому вопросу чуть позже.
Классический эгоист прост, незамысловат, предсказуем и
при правильном (!) обращении, совершенно безопасен. Он может быть очень
приятен в общении, даже может быть «душой» компании – он любит, чтобы
ему было хорошо и в этом смысле. Душа его спит, но именно ее сонное
дыхание и побуждает его добиваться любви окружающих, пусть и простейшими
средствами. Как правило, это люди, скорее, сангвинического склада,
жизнерадостные сволочи, обаятельнейшие скоты – для всех, кто находится
за пределами их личной
сферы.
Вопрос: сколько классических эгоистов встретилось каждому на его жизненном пути?
Ужасаемся, прячем свои карманные калькуляторы и запоминаем число.
Высшая
форма эгоизма – «эгоизм истинный» – свойственен только и исключительно
зверю по имени «Homo sapiens», и заключается он в стремлении обустроить
окружающую среду во всей ее полноте для обеспечения максимального
комфорта себе, любимому.
И вот тут обнаруживается интересный нюанс.
Материальная сторона обустройства отходит на второй план. На первом
оказывается обустройство уютного обиталища для своей нежной и нежно
любимой психики.
Жить в конфликте – некомфортно, следовательно, не
конфликтуем, пожимаем плечами, делаем скидку, пропускаем мимо ушей,
увещеваем, пытаемся воздействовать на то, что поддается воздействию – и
отходим в сторону, если уж совсем невыносимо становится.
Обеспечение хорошего самочувствия для
окружающих имеет результатом хорошее самочувствие для себя – значит,
прилагаем усилия к тому, чтобы находящиеся рядом люди пребывали в
хорошем расположении духа, насколько это вообще возможно, дабы не
травмировать нашу чувствительную душу зрелищем своих унылых физиономий.
Тянем за уши, гладим по голове, утираем сопли, поливаем бальзамом – и
постоянно забываем опустить ручки…
Любим ближнего так, как это требуется ему, дабы не возникало
претензий в «недостаточной» или «не такой» любви, потому что оные
претензии дырявят нашу пушистую шкурку. Не получив в ответ адекватной
обратной реакции, льстим себе мыслью, что уж себя-то нам не в чем
упрекнуть – тоже приятно, а значит, тоже работает на повышение уровня
душевного комфорта.
В итоге получается, что, делая хорошо другим, ты,
в первую голову, обеспечиваешь душевный уют себе самому. Императив
Канта - это же просто квинтэссенция
истинного эгоизма.
С
моей точки зрения, Мать Тереза – величайшая эгоистка всех времен и
народов. Ей настолько некомфортно было жить с сознанием того, что она
могла что-то сделать, но не сделала, что она попыталась за очень
короткую человеческую жизнь успеть сделать все – и по максимуму.
Достаем калькуляторы, задумчиво хмыкаем, прячем калькуляторы.
Вспоминаем про сделанную выше пометочку и продолжаем спекуляции.
Отличие
эгоизма от эгоцентризма, на мой дилетантский взгляд, заключается в
направлении вектора. Если эгоизм, даже классический, направлен, в первую
очередь, на себя – «А что я еще могу сделать, чтобы мне было хорошо?» –
при этом, в случае истинных эгоистов, на облагораживание среды обитания
тратится душа, а в случае эгоистов классических – хотя бы время, деньги
и силы
физические, то настоящий эгоцентризм направлен на окружающий
мир – «А что еще мир забыл сделать для меня?» – и все мотивации
исчерпывающе описываются одним словом: «Дай!»
Следствие
(промежуточное): эгоцентризм не имеет никакого отношения к инстинкту
самосохранения, поскольку деструктивен по самой своей сути.
Эгоцентризм,
с моей точки зрения, – глубокое убеждение в том, что мир вращается
только в тобой указанную сторону, и ни в каком ином
направлении
вращаться права не имеет. Хорошо, если это остается на уровне
теоретических построений, капризов и требований луны с неба, и
немедленно. Хуже, когда это претворяется в практические попытки помешать
миру вращаться по собственному усмотрению, в результате чего и выходят
на сцену считанные по пальцам величайшие истинные эгоисты…
Эгоцентризм, будучи адресованным вовне, как свидетельствуют мои личные наблюдения, выражается в
железобетонной уверенности в том, что вся Вселенная тебе что-то ДОЛЖНА,
и в святом ожидании того, что мир сам тебе себя преподнесет на
сакраментальном блюдечке с голубой каемочкой, вознесет тебя на пьедестал
и рухнет ниц у твоих ног в немом обожании. Неотъемлемой спутницей
эгоцентризма – опять же, по моим личным наблюдениям – является паранойя в
форме мании преследования. Причиной тут подсознательно регистрируемое
несоответствие ожиданий и
реальности, откуда делается уже почти
сознательный вывод: мир в заговоре против меня. Следствием являются
различного масштаба истерические коллапсы, если все вышеописанное
благолепие так и не случилось, – а именно так и происходит, – независимо
от пола. При этом такие элементарные соображения, как необходимость
хотя бы оторвать ягодицы от дивана, чтобы попытаться реализовать свои
глобальные мечтания, в расчет, разумеется, не принимаються.
Еще
один параметр, отличающий эгоиста от эгоцентрика – способность ощущать
боль. Эгоисту больно от происходящего вокруг, и он стремится сделать
хоть что-то, чтобы эту боль умерить. Эгоцентрист ощущает боль только от
того, что «эта гадкая роза меня уколола!»
Истинный эгоист в
совершенстве умеет смеяться над собой – первым, пресекая тем любые
попытки посмеяться над ним со стороны окружающих. Крайне не любит
утруждать себя, любимого, поэтому
не берется перекраивать чужие
жизни по своему шаблону в масштабах одного, отдельно взятого, человека –
очень уж занятие непродуктивное. Тем не менее, оказавшись в нужное
время в нужном месте, вполне способен стать катализатором потрясений
мирового масштаба. Истинный эгоист с божьей искрой в душе – самая
страшная разновидность, потому что в погоне за звездой он сшибает на
пути все и всех, не глядя и, тем более, не видя. Примером тому – Ван-Гог
и
Шопен. Но, несмотря на изломанные жизни, устилающие путь за их
спинами, это именно истинные эгоисты, потому что их лестница к звездам
построена из их душ, и мы до сих пор поднимаемся вслед за ними по этим
ступеням.
Эгоцентрист пребывает в двух состояниях: либо он дает
интервью по случаю свежеполученного «Оскара», либо тонет в безднах
депрессии, потому что «Оскара» пронесли мимо, к соседу по очереди. С ним
забавно пообщаться. Минут пять. С
точки зрения занимательной
энтомологии. Но Боже упаси вас засмеяться – если только не над бородатым
анекдотом в его исполнении. Прощения вам не будет до скончания
Вселенной. Эгоцентрист бесплоден от века. Он не способен создавать, даже
в собственных интересах. Но вполне способен, дефилируя по пляжу и
любуясь собой, наступить на песчаный замок, ничего не почувствовав, или,
следуя в кильватере своей паранойи, загнать полконтинента за колючую
проволоку. Ни одному из эгоцентристов, волею судьбы получивших в руки
штурвал, не удалось направить доверенный им корабль никуда, кроме рифов.
Один из самых трагических сюжетов – истинный эгоист в одной упряжке с настоящим эгоцентристом.
Эгоизм,
как это ни парадоксально звучит, созидателен. Эгоист строит теплый дом –
себе, любимому, но и всем поколениям своих потомков, а также подает
пример соседям, которые тоже эгоисты и завистники. В
результате вырастает город. (NB: если рядом не случится ни одного эгоцентриста в лице Герострата).
Эгоист
изводит всю семью, бесконечно повторяя на клавесине одну и ту же
музыкальную фразу, потому что он не в состоянии жить, не добившись
совершенства – и, спустя несколько веков, от этой музыки у людей
светлеют глаза.
Эгоисту было лень мучить себя, любимого, – и колесо во всех видах мерно катит по дорогам истории уже которое
тысячелетие.
Эгоист умер от зависти к птицам – и дорога от Москвы до Лондона занимает несколько часов.
Вот
еще одно кардинальное отличие истинного эгоиста от эгоцентрика. Эгоист
говорит: «Я хочу!» - и делает так, чтобы было по его желанию.
Эгоцентрист говорит: «Я хочу!» - и капризно надувает губы, когда
выясняется, что никто не побежал, не сделал и с поклоном не принес.
Все вышеизложенное логично (с моей личной точки зрения) подводит к
выводу, что истинный эгоизм отнюдь не есть зло, скорее, именно он
является причиной того, что зверь по имени «Homo sapiens» до сих пор
существует на этой планете, не последовав примеру динозавров.
Второй
вывод: строя отношения с окружающими людьми, нежелательно путать эгоизм
и эгоцентризм, потому что попытки использования бетоноломной машины в
качестве инструмента скульптора ничего, кроме груды битого мрамора, дать
в результате не могут.
Хотя… бетоноломка, в своей сфере, весьма полезный инструмент – в отличие от…
Вывод
третий – обнадеживающий: если внимательно присмотреться к маленьким
детям, то, волей-неволей придешь к выводу, что эгоцентризм является
необходимо присутствующим этапом развития личности в определенном
возрасте. Сколь знакомая картинка: слегка плохо воспитанное чудовище
нежного возраста, бьющееся в истерике (иногда и в буквальном смысле) по
причине того, что не получило сию же секунду чего-то, затребованного, но
неосуществимого. Может быть, настоящие эгоцентристы просто не заметили,
что их младенчество закончилось? А значит, есть шанс напомнить им об
этом… Возможно, это всего лишь вопрос воспитания, пусть и с опозданием
на много лет?
(С) авторство мной, увы. утраченно
@темы: Чужое как свое
Таки да, я эгоцентрист