Santa Muerte
Santa Muerte —
современный религиозный культ, распространённый в Мексике, Латинской
Америке и США (Техас в основном, но распространяется уже и дальше).
Часть представителей культа объединяет самопровозглашенный основатель
«Традиционной Католической Церкви Мексики и США»— Давид Ромо. Первый
приход этой церкви появился в 1999 году, хотя сам культ появился в
1940-е гг. по другим данным, в 1960-х гг., но до 99-го, культ
распространялся от человека к человеку без фиксированной церкви.
И
вот по состоянию на настоящее время, в одной Мексике Мадонне с косой
поклоняется уже свыше 5 000 000 человек.
читать дальше
"Santa
Muerte - святая, символизирующая смерть.
Смерть изображают с
косой за плечом, но иногда у нее весы в одной руке и шар в другой: это
означает, что ей подвластны все люди на планете. Когда-то культ Смерти
существовал лишь в деревне, теперь широко распространен и в городах,
особенно среди тех, кто рискует своей жизнью чуть ли не ежедневно.
Скажем, воры или проститутки. Но и полицейские - тоже. Те и другие
молятся, чтобы Санта Муэртэ защитила их... друг от друга.
Католическая
церковь считала этот культ языческим и долго его не признавала. Теперь
статуэтки костлявой могут соседствовать в соборе с Девой Марией или
Иисусом. Церкви пришлось смириться - уж очень этот культ распространен
среди прихожан. Во многих городских кварталах и даже частных домах есть
свои отдельные святилища, но даже и простые торговцы где-нибудь на улице
не преминут поставить среди своих товаров защитницу - небольшую
статуэтку Санта Муэртэ.
Сегодня,
в XXI веке, потомки испанцев и ацтеков вместе решают свои дела, как,
впрочем, и потомки тех племен, кого когда-то приносили в жертву. И
вместе молятся. Скажем, в церкви Святого Августина в Текатепеке (штат
Идальго) есть статуэтка, к которой каждый год совершаются массовые
паломничества. И скелет в белой накидке почитается всеми, особенно же -
шахтерами: спускаясь под землю, они просят Ла-Санту не допустить беды.
Теперь
это неотъемлемая часть мексиканской культуры. Особенности святилища
зависят от проблем, которые верующий надеется решить. Традиционно
одеяние у Белой сестры белое. Но если ты просишь любви, ее накидка
должна быть красной. Если у тебя проблемы с законом - зеленой, а если
финансовые трудности - золотой или желтой.
В
первый день каждого месяца до тысячи человек собирается возле Cruz de
Descanso - Креста упокоения. Это примерно трехметровый крест, сплошь
исписанный именами молодых парней и девушек, погибших по самым разным
причинам, нередко далеко не романтичным (перестрелка, передозировка
наркотиков, самоубийство). С наступлением ночи молящиеся идут со свечами
к святилищу костлявой. К ее ногам кладут цветы, деньги, ставят свечи.
Угощают ее, угощаются сами. Ближе к утру следов скорби остается все
меньше, верх берет атмосфера праздника. Появляются марьячис - уличные
музыканты, без которых в Мексике не обходится ни одно событие, да и
вообще ни один вечер.
Издревле мексиканцы верят, что в момент
кончины одного человека где-то непременно рождается другой, так что не
пристало рвать на себе волосы и рыдать. Скорбь и радость
всегда ходят рядом
Культ
Святой Смерти является синкретизмом от смешения религии древних
индейцев с католицизмом.
«Смерть как часть жизни», - древние
индейцы почитали богов смерти и тьмы - Mictecacihuatl (Миктлансиуатль –
распространено в русском произношении) и ее мужа Miccailhuitontli
(Миктлантекутли). Главный их праздник проходил 24 июля-12 августа. Но
почиталась более Миктлансиуатль, ей приносили дары и сооружали стены из
черепов — цомпантли. Храм этих богов находился в центре современного
Мехико и назывался Теночтитлан.
Миктлансиуатль,
которая правила вместе с мужем в 9-ой преисподней Миктлана,
изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, была наряжена в
юбку из гремучих змей.
Существовала вера, что после смерти души
попадают именно в их обитель, причем добраться до нее нелегко - нужно
пройти много препятствий, пустыни и обсидиановые горы. В день похорон
приносили в жертву собаку, чтобы она помогла переправить души через реку
мимо страшного крокодила.
В течение нескольких столетий Церковь
подавляла процветание культа смерти со времен конкистадоров, но богиня
это пережила. С резким взлетом преступности в прошлом веке, в бедных
районах - Тепито, стала распространяться вера, основанная на древнем
культе и католическом духе.
Santa Muerte, милосердная мать,
покровительствует всем.
Как жить верующему человеку, если он
преступник, наркоторговец и наемный убийца? Кому нужно молиться перед
тем как взорвать конкурентов, кинуть лоха, провезти кокаин через
американскую границу? Святому Николаю или покровительнице Мексики Деве
Марии Гваделупской?
Кстати,
в образе Святой
Девы Марии Гваделупской почитаемой в Латинской Америке в синем
плаще с золотыми звездами очень часто изображают Санта Муэрте.
Приверженцы
культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса, помогая прокормить
семью, избавляя от страшных болезней, помогая выжить в преступном мире.
Они отказываются от помощи Церкви, утверждая, что Святая Смерть не
делает ни для кого исключения, перед ней все равны: и проститутка, и
продавец пиратских дисков, и убийца, а Католическая церковь только
наказывает, но не помогает. Молитвы, обращённые к Смерти, способны дойти
до адресата и она способна исполнять желания.
Приверженцы культа,
видят смерть, как нечто неоспоримое в жизни, естественный закон, который
должен быть принят. И ее почитают больше Иисуса, так как именно смерть
забрала его, следовательно, она сильнее бога. Считается, что она
помогает там, где другие святые бессильны.
Бытует легенда, что Святая
Смерть была красавицей до того,как Господь призвал ее и сделал святой.
Многие, когда хотят помолиться этой святой, сначала обращаются к Иисусу,
прося разрешения на эту молитву. Кроме того, «Если она святая, то
готова помочь безвозмездно» – считают они.
Иногда Святую Смерть
изображают в виде бледной черноволосой женщины или женщины с характерным
"черепным" гримом на лице.
Ей
построили много часовен, внутри их ставят зловещие фигуры скелетов в
длинных одеждах с косами Смерти. В каждую первую ночь месяца проводится
месса с благословением.
На
алтаре часовни часто стоят 3 ее статуи разных цветов:
1.
Белая Смерть - символизирует чистоту, невинность. Она предстает в белом
платье и с атрибутами Девы Марии: символика чистоты и невинности
противоречит традиционному восприятию смерти как «плода греха». Отсюда
еще одно ее название — Белая Девочка.
2. Золотая Смерть —
благоденствие.
3. Черная Смерть - сила преодоления жизненных
препятствий.
Хотя также распространены статуи в красном, зеленом и
фиолетовом платьях.
В одной руке она держит земной шар, в другой —
косу, иногда еще с весами – символом справедливости и равноправия для
всех. Бывает встречаются статуи с длинными русыми или черными волосами.
Множество
маленьких статуэток продается на рынках для сооружения домашних
алтарей. Некоторые умельцы изготавливают ее образы в тюрьмах.
Молясь
Санта-Муэрте, используют католический молитвенный ритуал - «новенас»,
или девятидневные молитвы и сооружают алтарь. К алтарю приближаются
только на коленях. Некоторые обряды исполняют только дети (как правило -
маленькие девочки) (конечно же с подачи взрослых) считается, что Святая
Смерть особенно благосклонна к их чистоте и невинности.
На
алтарь приносят:
1. Много свежих цветов – красные и белые розы,
гвоздики, туберозу, гардению, тюльпаны, только свежие, увядшие сразу
меняют. Верят, что это гарантирует здоровье.
2. Сладости - шоколад,
мед, нектар, конфеты, леденцы, и даже, жевательная резинка. Мечта о
сладкой жизни без горечи.
3.Алкогольные напитки - вино, коньяк,
текила, ром, херес, анисовая водка, иногда даже пиво (наливаются только в
стеклянную тару).
4. Сигареты и сигары - в количестве 2 штук, как
правило. Это делается для удаления зависти вокруг просящего. Алтарь и
лик "Сантиты" также дополнительно окуривается табаком для своеобразного
очищения.
5. Фрукты всегда должны быть свежими, особенно в чести
красные яблоки, и желтые фрукты (приносят благосостояние), используются
также кокосы, ананасы, манго, арбузы, бананы - 3-4 штуки.
6. Чистая
вода (также в стекле) – главный проводник связи со Святой Смертью.
7.Хлеб
- меняется 2 раза в неделю. Но черствый не выбрасывается, а относится в
парк под дерево.
8.Благовония в виде соломки или конуса. Часто
используется ладан, копал, сандал, мирра, розмарин, муксус. Помогает
очиститься от отрицательной энергии и приносит во всем удачу.
Сжигают
в основном две соломинки или конусов для исполнения желания.
Единственный
святой, которого допускается ставить рядом с ней – это святой Иуда (не
Искариот) – защитник обездоленных, других святых прихожане опасаются
ставить вблизи доступного ей взора, ибо она «ревнива».
Прихожане
вместо креста носят золотую или серебряную подвеску-образок Смерти с
косой на уровне сердца:
Золотой
амулет закаляют для действенности на огне свечи, ставят рядом стакан
воды и читают молитву к Святой Смерти.
На золотой амулет читают: «Oh Santísima Muerte, yo te invoco para que
a través de tu imagen me libres de todos los peligros, ya sean
materiales o de embrujamiento y que a través de esta flama sagrada
purifique mi cuerpo de toda salación y maldición y que a su vez venga el
amor, la paz y la abundancia. Que as í sea ». (О святейшая смерть, я призываю тебя для освещения использования
изображения твоего для меня, освободи от всех опасностей, будь то разбой
или колдовство, через этот
священный огонь очисти талисман, убери с меня
проклятие, дай мне счастье, мир и изобилие. Да будет так).
Чтобы
зарядить серебряный амулет смерти, его на ночь кладут под свет луны на
белые камни. Ранним утром заворачивают в белую тряпку и, окуривая
благовониями, читают:
« Sant í sima Muerte yo te suplico
que a trav é s de tu poder infinito compartas conmigo tus bendiciones y
me libres de todos los peligros habidos y por haber , abre los caminos
por muy dif í ciles que estos sean , que no sea presa de la traici ó n y
de la envidia . Gracias Sant í sima Muerte por haberme escuchado ». (Святейшая смерть, прошу через твою бесконечную
власть, дели со мной свои благословения и освободи меня от всех
опасностей имеющихся или могущих настать, раскрой для меня пути, отведи
предательство и зависть. Спасибо за внимание Святой Смерти).
После этого, носящие избегают, чтобы чужие руки притрагивались к
медальону, стараются его не мыть (или очень аккуратно белой тряпочкой с
лосьоном). Нежелательно также иметь более 2-х ее изображений (число 2 и
другие нечетные, логично почитаются в этой религии).
При этом,
приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с
черной магией ипродолжают считать себя правоверными католиками.
Бандиты делают также часто
татуировку с изображением святой:
В тех же бандитских
кругах, статуи богине сооружаются иногда из самых натуральных скелетов,
почивших врагов:
Есть данные, что наиболее фанатичные
представители культа совершают ритуальные убийства в честь Санта Муэртэ и
уже не только в Мексике.
В Аргентине был случай, молодой
22-хлетний человек – последователь культа Святой Смерти, подозреваемый в
шести убийствах, сказал, что обязался убивать человека раз в неделю в
обмен на предоставляемое святой процветание и исполнение желаний. До
недавнего времени ритуальные убийства не обращали на себя внимания
властей, поскольку убитые в основном были представителями социальных
низов и жили в опасных районах, где полиция не всегда может
контролировать ситуацию, но жертвами стали становиться и добропорядочные
люди.
Люди в Латинской Америке по разному относятся
к этому культу, кто-то напрямую связывает ее с дьяволом, кто-то с душой
из чистилища, совершающей благодеяния дабы попасть на небо, в любом
случае, растет суеверие, что вход к ней бесплатен, а выход
сопровождается трагедией. Если вовремя не выказывать ей свое почтение,
то она может забрать того, кто посвятил себя ей.
Но некоторые нашли способ бросить эту
веру: нужно трижды очисться святой водой, а потом оставить статую в
католическом храме.
Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии
связи между Санта Муэртэ и христианством, но поскольку в стране свобода
вероисповедания — его приверженцев не преследуют.
Но, культ
преследуется властями Мексики, как сатанинский, против представителей
культа периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос
часовен, посвящённых Смерти. Власти штата Нуэво-Ларедо, например,
разрушили более 30 придорожных часовен. Параллельно с этим, уже стали
появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами
прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на
выборах депутатов, выступающих против признания этой религии.
"Это превращается в настоящую чуму", -
сказал священник Серджио Роман, настоятель прихода в Тепито. Священник
признает свое бессилие перед распространением культа.
"Церковь
пришла к определенным выводам в ходе инквизиции - мы знаем, что должны
уважать другие верования. Наши жители отправляют культ Святой Смерти
исключительно из-за своего невежества, без злого умысла, и это наша
вина, потому что мы недостаточно проповедуем", - посетовал Серджио
Роман.
отсюда